Сказкотерапия

Сказкотерапия

Что такое сказкотерапия? К сказкам мы все привыкли с детства. Нам читали их родители перед сном. Мы любили слушать сказки, когда болели. Нам нравилось погружаться в волшебный мир событий, происходящих с главными героями. И даже будучи уже взрослыми, многим из нас до сих пор нравится перечитывать и пересматривать сказки вместе со своими детьми.

В психологии сказкам нашлось свое практическое применение, которое сегодня хорошо известно как сказкотерапия. Сказкотерапия – направление в психологии, которое использует сказки для выявления и лечения психологических проблем, коррекции поведения. Сказкотерапию применяют в работе с детьми, но она вполне подходит и для работы с проблемами взрослых. Для детей дошкольного возраста сказкотерапия имеет особое значение, так как все образы героев закладываются в подсознание малыша. В этом возрасте сказка помогает ребенку решать характерные для этого периода проблемы.

Какие преимущества есть у сказкотерапии?

Отсутствие нравоучений, дидактики. Это имеет большое значение, когда сказку используют для коррекции поведения, в воспитательных и развивающих целях. Дети не любят, когда им навязывают определенные стандарты поведения в форме нравоучений. Чаще всего, они все равно поступают наоборот. А сказка является мягким и очень действенным способом донести до ребенка важную информацию. Сказка работает аккуратно и бережно для психики ребенка, помогает ему самому сделать выводы, найти решение в его ситуации и при этом, брать на себя ответственность за решения. Сказка дает только намек на то, как лучше действовать в той или иной ситуации. Она имеет много граней и смыслов. И разные дети могут видеть в одной сказке разные смыслы для себя.

Образность и метафоричность языка. Когда дети начинают исследовать окружающий мир, у них появляется много вопросов, на которые родителям бывает сложно ответить. И здесь может прийти на помощь сказка со своим образным языком. Наблюдая за героями сказки, воспринимая ее образный язык, ребенок формирует свою картину мира, которая помогает ему потом при столкновении с разными ситуациями в жизни и в общении со сверстниками.

Психологическая защищенность. Так как все сказки оканчиваются хорошо, и добро побеждает, ребенку это дает ощущения психологической защищенности и доверия. Ребенок видит, что герои, преодолевающий препятствия, становится сильнее и мудрее. Проявляя свои лучшие качества, в конце они вознаграждаются. А злые герои получают по заслугам.

Таинственность, волшебство. В сказке все может оживать, говорить. Ребенок может идентифицировать себя не только с главными героями, но и с второстепенными одушевленными персонажами. Так он лучше начинает понимать, что чувствуют другие. У него развивается способность сопереживать, эмпатия, бережное отношение к животным и растениям.

С какими проблемами работает сказкотерапия?

  1. Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей и взрослых. Работа со страхами, фобиями, тревожностью, агрессией.
  2. Внутриличностные и межличностные конфликты.
  3. Отклонения в поведении.
  4. Проблемы взаимоотношений в семье.
  5. Психосоматика.
  6. Воспитательные цели.
  7. Развивающие цели.

Виды сказок, используемые в сказкотерапии

Психологическая сказка. Вымышленная сказочная история, раскрывающая психологическую сторону поступков, развивающая качества личности человека.

Дидактическая сказка. Используется для передачи ребенку полезных и важных навыков.

Психокоррекционная сказка. Оказывает мягкое воздействие на подсознательные программы ребенка. Ее задача – показать непродуктивность стиля поведения, который использует ребенок, и предложить альтернативный вариант.

Психотерапевтическая сказка – наиболее глубокий и эффективный метод в сказкотерапии. Этот вид сказки работает с такими сферами как взаимоотношения с окружающими людьми, с собой. Помогает в лечении психологических травм, справиться с трудной ситуацией, дает поддержку и надежду на улучшение. Коррекция проходит мягко и тонко.

Медитативная (успокаивающая) сказка. В такой сказке часто отсутствует какой-то определенный сюжет. Она направлена на расслабление, помогает избавиться от тревожности у детей, справиться с психоэмоциональным напряжением, стрессом, накопить положительный образный опыт. Такие сказки принято называть медитативными, но я бы назвала их успокаивающими, создающими ощущение безопасности у ребенка.

Используются ли в сказкотерапии художественные сказки? Дело в том, что художественные сказки не часто берут для работы с конкретными ситуациями, так как в них может быть много проекции самого автора. Но, их используют, если для ребенка важен какой-то определенный сказочный герой (он просит постоянно перечитать одну и ту же сказку), для развивающих целей. Запрета на использование художественных сказок нет, но необходим грамотный подход в их применении.

В следующей статье рассмотрим подробнее методы работы в сказкотерапии.