Методы сказкотерапии. Как выбрать сказку для ребенка?

В прошлой статье мы выяснили, что такое сказкотерапия и с какими проблемами она помогает справиться. Рассмотрим, какие существуют методы практического применения сказкотерапии.

Основные методы сказкотерапии

Диагностика. Сказкотерапия хорошо себя проявила в качестве метода диагностики. С помощью сказки можно мягко вывести проблемы на поверхность. Особенно хорошо применять этот метод, когда человеку сложно сформулировать проблему или когда он вообще не знает о ней.

Рассказывание сказки. Важно именно рассказывать сказку, а не читать. Одновременно необходимо следить за реакцией слушателя. Ребенок может перебивать, дополнять сюжет своими комментариями или предлагать свой вариант развития сказочных событий. Это очень важные моменты, к которым нужно быть внимательными. Именно они дают характеристику о психо-эмоциональном состоянии того, кто слушает сказку.

Сочинение сказки. Метод, при котором ребенок или взрослый сам сочиняет сказку. Этот способ имеет большую эффективность. Именно в свою сказочную историю автор вкладывает переживания, чувства, эмоции. Метод позволяет клиенту раскрыться, показать свое эмоциональное состояние, осознать свои проблемы и даже найти способы их разрешения.

Рисование сказки. Метод используется, как второй этап работы со сказкой. Клиент может нарисовать, слепить сюжет сказки. Это помогает высвободить свои тревоги, переживания. Изображая мрачные картины, клиент может испытывать негативные переживания. Но, с каждым сеансом, его рисунки будут меняться, а состояние улучшаться.

Изготовление кукол. В методе заложен психологический механизм самоисцеления психики. Изготавливая кукол, клиент освобождается от стресса, тревоги, страхов. На сказкотерапии клиент может создать любого сказочного героя.

Постановка сказки. Можно поставить услышанный сказочный сюжет на созданных собственноручно куклах, а можно разыграть в группе (если это групповая сказкотерапия). Метод помогает пережить и избавиться от негативных эмоций,  выразить свои чувства, овладеть навыками решения проблем. Важно, чтобы при постановке сказки не было заучивания ролей и длительных репетиций, так как смысл постановки терапевтический.

Сказки для сказкотерапии могут выбираться из готового материала: народные сказки, иногда авторские сказки. Но, в работе особенно эффективны сказки, написанные под конкретного ребенка (его проблему, его характер). Главный герой сказки должен быть одного пола с ребенком, иметь схожий характер и схожую проблему (не обязательно одинаковую, чтобы ребенок не догадался, что это про него). Если все особенности ребенка будут учтены при написании сказки, и если терапевт «попадет» в проблему, то сказкотерапия будет иметь очень яркий эффект.

Как правильно подобрать сказку для ребенка?

При выборе сказки стоит учитывать возрастные особенности ребенка. Так, детям 3-5 лет наиболее понятны сказки о животных и сказки, в которых происходит взаимодействие между человеком и животными.

С 5 лет ребенок ассоциирует себя с человеческими персонажами: царевнами, принцессами, солдатами

С 5-6 лет предпочтения стоит отдавать волшебным сказкам, а в подростковом возрасте бытовым сказкам и сказкам-притчам.

Если говорить о сказкотерапии, которая ставит несложные задачи (поучительные, воспитательные, нравственные), то родители могут обойтись самостоятельно и попробовать сами сказкотерапию со своими детьми. Вообще, хорошо при каждом чтении сказки вовлекать ребенка в процесс ее обсуждения, задавать вопросы, поощрять фантазию ребенка, наблюдать за его реакциями и эмоциями.

Если есть какие-то поведенческие, эмоциональные проблемы и необходимы коррекционные методы, тогда имеет смысл обратиться к психологу-сказкотерапевту, который поможет правильно подобрать метод и, что очень важно, без вреда для детской психики максимально точно проведет корректирующие занятия.